Сегодня достаточно купить уже готовый бизнес-план или даже найти бесплатный вариант в интернете. Однако такие бизнес-планы, скорее всего ничем вам не помогут просто потому, что они не учитывают особенностей вашего города и региона, да и информация в них уже наверняка устарела. Такие бизнес-планы можно прочитать лишь для того, что бы посмотреть, как их вообще составлять. Поэтому планирование вашего будущего бизнеса нужно либо заказывать у специалистов, либо пробовать самостоятельно. Также нужно знать, что самостоятельная разработка бизнес-плана это достаточно сложная задача, но если вы с ней справитесь, тогда можно с большой долей вероятности утверждать, что и ваш бизнес будет успешен. 

Начальная часть 

В начальном разделе бизнес-плана всегда описывают общую концепцию вашего будущего бизнеса. Также в начальной части находится резюме, которое составляется в последнюю очередь. Не удивляйтесь, так делают, когда идут к инвесторам или за субсидией. Тот, кто будет читать ваш бизнес-план сперва изучит резюме, которое характеризует ваш проект в целом, а потом уже будет знакомиться с деталями. В резюме должна быть следующая информация: 

  • Форма регистрации вашего бизнеса; 
  • Необходимый размер стартового капитала; 
  • Какие услуги будет оказывать ваше предприятие или какой товар будет производить; 
  • На какую целевую аудиторию рассчитаны ваши товары или услуги; 
  • Какие источники финансирования вы планируете привлечь; 
  • Какие продажи вы планируете за определенный временной интервал; 
  • Квалификация и количество персонала. 

В начальной части бизнес-плана также указывают: 

  • Цель проекта (подразумевается не прибыль, а объемы производства или продаж); 
  • Что требуется предпринять для достижения цели; 
  • Факторы, которые могут помочь достигнуть цели и факторы, которые могут помешать. 

Далее в начальной части идет так называемый SWOT анализ, который представляет из себя анализ слабых и сильных сторон. Учитываются как внешние факторы, так и внутренние. При этом внешние факторы отличаются от внутренних тем, что их невозможно контролировать. Например, это может быть повышение цен на сырье или неожиданное появление новых конкурентов.

Маркетинговый раздел бизнес-плана 

В маркетинговой части описывают товары и услуги, делают обзор конкурентов, прогнозируют продажи и изучают рынок. При самостоятельном составлении бизнес-плана эта часть обычно является наиболее сложной и требует фундаментального подхода, так как недооценка конкурентов или неправильная оценка рынка сбыта, чреваты проблемами с бизнесом. 

Составляя описание товаров или услуг стоит повышенное внимание уделить недостаткам и слабым сторонам. На практике, они есть практически у любого товара или услуги, но они должны компенсироваться достоинствами. Например, высокая цена может компенсироваться высоким качеством. То есть, должно быть конкурентное преимущество.

Исследование конкурентов это без всяких сомнений самая важная часть бизнес-плана. Подавляющее большинство начинающих бизнесменов больше всего боятся именно конкурентов, и конкуренция заставляет многих отказаться от создания своего бизнеса. Однако нужно учитывать, что сегодня конкуренция есть в любой сфере и бояться ее не стоит. А вот тщательно изучить конкурентов, проанализировать их слабые и сильные стороны – очень полезно. 

При прогнозировании продаж нужно составить три сценария, при этом прогноз нужно составлять на год. Первый сценарий должен быть оптимистичным, второй пессимистичным, ну а третий – реалистичный. Продажи прогнозируются после изучения конкурентов и спроса на рынке на ваш товар или услугу. 
Также в маркетинговом разделе бизнес-плана нужно составить собственно план маркетинга. Необходимо заранее спланировать будущую рекламную кампанию, изучить все возможные варианты для оптимизации расходов. На практике продать можно любой товар, но при этом расходы на рекламу нужно минимизировать. 

Заключительная часть бизнес-плана 

В этой части обосновывают ресурсы. Здесь планируют расходы на покупку оборудования, зарплаты персонала, покупку сырья, аренду помещения и т.д. Также нужно составить список поставщиков (если они требуются) с которыми вы планируете сотрудничать, изучить их сильные и слабые способы. В заключительной части должна быть полная картина планируемых расходов, можно даже предусмотреть необязательные расходы, которые не планируются, но вполне могут быть из-за тех или иных обстоятельств.

Сегодня самостоятельно разработать и составить бизнес-план не так уж и сложно. Очень много данных можно почерпнуть из интернета, где сегодня есть очень много информации, главное уметь ее искать и не пожалеть времени. Также отметим, что бизнес-план стоит составлять для любого бизнеса, пусть вам и кажется, что это не обязательно. Только один анализ конкурентов способен очень сильно помочь вашему бизнесу стать рентабельным.